Обзор рынка производителей мебели Украины 2011 года, послекризисный период.

Динамика рекламной активности производителей мебели и мебельной фурнитуры Украины свидетельствует о том, что кризисный период для украинских мебельщиков еще не закончился. Рост цен на энергоносители (электроэнергия, газ, бензин), новый налоговый кодекс, обсуждаемые в прессе изменения в пенсионном и таможенном законодательстве привели к тому, что все участники рынка застыли в ожидании, что будет дальше, назревает новый этап в развитии украинского мебельного производства.
Как повлияли на производителей мебели и мебельной комплектации годы кризиса и изменения в стране? На эти вопросы постараются ответить эксперты компании TsuriCom.



Основные игроки

1. Мебельные монстры

Количество активных членов Украинской Ассоциации Мебельщиков (УАМ) за период кризиса — сократилось на 10-20% (экспертная оценка). Список активных членов УАМ состоит, в основном, из крупных компаний, территориально расположенных в Киеве и Днепропетровске, которые за долгие годы присутствия на рынке сумели наладить сбыт по всей Украине и накопить резервы для того, чтобы пережить кризис продаж 2009-2010 годов. Но 2011 год заставил всех задуматься, что будет дальше и поприберечь материнский капитал для новых проектов. Рост цен и себестоимости уменьшил денежный поток, остановил новые проекты, на некоторых предприятиях привел к смене собственника. В 2011 году несколько крупных производственных фирм уйдут с украинского рынка.

2. Крупные региональные производители мебели

Количество локальных компаний, занимающихся производством мебели для дома и офиса в регионах сократилось более значительно. Менее всего пострадали Днепропетровская, Киевская и Львовская области, где перепады спроса не были столь значительными. Производители мебели западных регионов смогли противостоять кризису благодаря экспорту мебели из натурального дерева. В этой группе компаний финансовых резервов меньше, рынок уже, все время меняются правила работы на таможне, растут коммунальные услуги, а фонд заработной платы, как камень, тянет на дно.

3. Средние и мелкие городские мебельные компании

Во всех областях, от 30 до 50% мелких и средних компаний прекратили свою официальную деятельность или изменили форму деятельности. Причины те же, что и в первых двух группах, но резервов нет, заказы упали в разы, цены растут на все, а тут еще неразбериха с единым налогом и другими новшествами в законодательстве. Численность работников сокращена до минимума, да и те работают когда появляется заказ. Хорошо, если основные средства собственные, рост цен на аренду и отопление зимой 2010-2011 подкосил многих.

4. Частные предприниматели

Наиболее многочисленная и наиболее пострадавшая часть мебельщиков в стране. Если в 2009-2010 годах многие боролись за выживание, то в 2011 проведенные изменения в пенсионной и других сферах поставили частных мебельщиков на грань банкротства. Новшества по единому налогу просто закрыли многим рынок — работать с предприятиями стало очень сложно.

Каналы продаж

В 2009-2010 объемы продаж упали у всех производителей и продавцов мебели. Крупные компании первой и второй группы имеют финансовые резервы и возможность участвовать в тендерах по гос. закупкам и закупкам крупных предприятий.
Многие мебельные продавцы постарались компенсировать спад продаж в магазинах и мебельных городках благодаря внедрению новых способов продаж через интернет сайты. Для онлайн продажи нужна информация в инете, недорогой способ адресной доставки и простой, быстрый, надежный и доступный способ оплаты. Благодаря развитию системы электронных платежей и поддержке оборота заменителей денег (WebMoney) банком Приват, все больше мебельных компаний ориентируются на продажи через собственные интернет магазины, а также крупные мебельные порталы.
Мода на мебельные онлайн магазины сейчас можно сравнить с ростом «Мебельных городков», которые появлялись как грибы после дождя в пригородах крупных городов в 2005-2008 годах. Наряду с частными онлайн магазинами, в ЮА-нете стали появляться универсальные и специализированные порталы продажи мебели, устроенные по принципу каталогов. Из-за того, что на рынке отсутствуют крупные игроки (например, такие, как Икея), конкурировать с такими площадками частным интернет магазинам становится все сложнее.


Новые тенденции

Налоговые реалии Украины 2011 года не позволили малым компаниям и мебельщикам, работающим в одиночку поддерживать собственный бизнес. Десятки специалистов компаний, разорившихся в кризис никуда не делись, и предлагают свою продукцию частным образом через доски объявлений, форумы и специализированные сайты. Где они ее изготавливают если не имеют мастерской по ее изготовлению? Как ни странно появился новый симбиоз производителей — крупное автоматизированное производство по раскрою, оклейке и рассверловке ДСП на базе крупного предприятия и мини бригады по сборке изделия на территории покупателя состоящие из частных предпринимателей. Этим начинают пользоваться и малые предприятия. Благодаря использованию станков с ЧПУ стало возможно серийно изготовлять мелкие партии мебели под заказ и на собственных площадях выполнять только сборку.
Но продажи через интернет имеют и отрицательную сторону. Благодаря универсальным площадкам в инете, стало возможным продавать продукцию без обязательств, ведь на таких сайтах часто невозможно найти контактной или юридической информации о продавце.
К сожалению, вместе с добросовестными мебельщиками на рынке появились и мошенники (скамеры), создающие псевдо-магазины и обманывающие покупателей, стремящихся сэкономить и найти минимальную стоимость. Жалобы на брак или несоответствие заявленного и фактического продукта пополняют многочисленные городские форумы, но Организация защиты прав потребителей не сможет помочь вам.

Импортированная мебель

Спрос на рынке офисной мебели удовлетворяется благодаря импорту из Китая. И пока УАМ борется с контрафактной продукцией, мебельные интернет магазины предлагают продукцию, которой, порой, нет на складе.
Все больше интернет магазинов работают с компании-импортерами без непосредственной поставки мебели, т.е. получая заявку на покупку, они просто пересылают ее дилеру, от имени которого и доставляется товар. С одной стороны, конечному покупателю все-равно от кого будет доставлен товар, с другой, помимо пере платы на 15-20%, покупатель зачастую ждет 3-5 недель очередной поставки.

Прогноз до конца 2011 года

  1. Все будет дорожать и поэтому мебельный рынок Украины стоит на пороге очередного витка развития, в точке, где платежеспособный спрос отстает от предложения.
  2. Большинство компаний находится в состоянии ожидания, не спеша инвестировать в новые проекты.
  3. Большие компании будут оптимизировать свою деятельность и производство, адаптируются к новым правилам и будут искать новые рынки сбыта за рубежом.
  4. Все будут бороться за сдерживание роста затрат. Себестоимость изделия как никогда будет важна.
  5. Появятся новые производства. То, что станет невыгодно импортировать начнут производить в Украине. И такие примеры уже есть.
  6. Мелкие компании и частные мебельщики повысят интенсивность труда либо уйдут в тень.
  7. Наиболее активно будут развиваться мебельные компании, напрямую связанные с «безпроблемным» импортом фурнитуры и ДСП, а также компании в городах миллионниках Киева, Днепропетровска, Донецка...
  8. Благодаря хорошему развитию перевозчиков (транспортных агентств) и доступности интернета становиться намного проще покупать необходимую мебельную комплектацию, поэтому будут развиваться производители мебели и в малых городах, где раньше продавали только готовую мебель.
  9. Доля он-лайн продаж с последующей пересылкой по Украине может вырасти до 10%.

Общий прогноз оптимистичен — на рынке останутся профессионалы.


Яндекс.Метрика